23.04.2024
МПГУ конференция «Российский учитель в системе современного образования»

31.01.2012 – 1.02.2012 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)   научно-практическая конференция «Российский учитель в системе современного образования»

 

На научно-практической конференции обсудили следующие вопросы:

 

  1.              Обновление содержания образования в современной школе в соответствии с введением ФГОС.
  2.       Образовательные технологии в современной школе.
  3.            Развитие системы поддержки одаренных детей.
  4.       Управление инновационными процессами в школе.
  5.       Актуальные проблемы воспитания личности.

 

 

Секция № 1. «Обновление содержания подготовки педагогов в условиях  введения ФГОС». 

 

Руководитель: Егорова Екатерина Борисовна, начальник учебно-методического управления МПГУ, кандидат филологических наук, доцент.

 

7.  Лебедев Валерий Владимирович, профессор кафедры управления образовательными системами, кандидат педагогических наук, профессор (г. Москва).

«Технология эффективного обучения как ресурс подготовки педагогов в условиях ФГОС» 

Тезисы опубликованы в сборнике тезисов выступлений участников конференции.

 

 

«В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

·       формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

·       проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

·       активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

·       построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».[ ФГОС ]

Системный подход подразумевает, что образование есть система и все ее составные компоненты рассматриваются, также как подсистемы.

Системообразующим элементом системы является «полезный результат» (по Анохину Н.К.). Таким образом, можно говорить о том, что если мы не получаем «полезный результат», то мы имеем некоторую организованность, которая не является в полной мере системой.

Гарантированное получение результата возможно при условии управления процессом его достижения. Управление основывается на реализации управленческого цикла. Отсюда можно сделать вывод о том, что всякая организованность становится системой, если она структурируется относительно управленческого цикла, ориентированного на достижение результатов. При этом эти результаты выполняют функцию системообразующих элементов.

 Системно-деятельностный подход подразумевает, что все виды деятельности операционно-представлены и задают систему, ориентированную на достижение соответствующих результатов. Такая система является технологией. Под технологией в социальных системах мы понимаем  оптимизированную, структурированную, ясно процессуально описанную, воспроизводимую при определенных условиях деятельность субъекта/ов,  гарантировано приводящую к конкретным критериально заданным результатам, в рамках соответствующего контекста и  в основе которой лежит целостная система соответствующих методов.

Исходя из вышеизложенного для того, чтобы в современных условиях преобразования высшего и общего образования подготовить компетентного педагога нам необходимо вооружить его не просто суммой знаний по разным дисциплинам, но и свести их в единую образовательную надпредметную технологию, которая:

·     гарантированно позволит ему формировать у обучающихся не просто готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, а сформировать у школьников систему убеждений и критериев, в которых саморазвитие и непрерывное образование приобретет статус приоритетной ценности;

·      даст ему возможность осознано проектировать и конструировать социально-образовательную среду с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей школьников, в которой на основе соуправления и активной учебно-познавательной деятельности обучающихся может быть обеспечено развитие каждого из них.

В качестве такой технологии можно рассматривать технологию эффективного обучения «Достижение прогнозируемых результатов».

Эффективное обучение определяется критериями и условиями, представленными на рис.1.

Рис. 1  Критерии и условия эффективного обучения.

Технология построена на пересечении трех научных направлений: управление, педагогика, психология. В ней в триединстве рассматривается операционно-описанное учение обучающегося, управленческо-образовательная деятельность учителя и управленческая деятельность руководителя учебного учреждения. Технология позволяет эффективно реализовать цели и задачи зафиксированные в ФГОС.

Проектная деятельность учителя может быть представлена в виде следующей деятельностно-смысловой схемы (рис.2)

Рис. 2 Деятельностно-смысловая схема проектной деятельности

 

1231