![](/_nw/0/s25708628.jpg)
31.01.2012 – 1.02.2012
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) научно-практическая конференция «Российский учитель в системе современного образования»
На научно-практической конференции обсудили следующие вопросы:
- Обновление содержания образования в современной школе в соответствии с введением ФГОС.
- Образовательные технологии в современной школе.
- Развитие системы поддержки одаренных детей.
- Управление инновационными процессами в школе.
- Актуальные проблемы воспитания личности.
Секция № 1. «Обновление содержания подготовки педагогов в условиях введения ФГОС».
Руководитель: Егорова Екатерина Борисовна, начальник учебно-методического управления МПГУ, кандидат филологических наук, доцент.
7. Лебедев Валерий Владимирович, профессор кафедры управления образовательными системами, кандидат педагогических наук, профессор (г. Москва).
«Технология эффективного обучения как ресурс подготовки педагогов в условиях ФГОС»
Тезисы опубликованы в сборнике тезисов выступлений участников конференции.
«В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
· активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
· построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».[ ФГОС ]
Системный подход подразумевает, что образование есть система и все ее составные компоненты рассматриваются, также как подсистемы.
Системообразующим элементом системы является «полезный результат» (по Анохину Н.К.). Таким образом, можно говорить о том, что если мы не получаем «полезный результат», то мы имеем некоторую организованность, которая не является в полной мере системой.
Гарантированное получение результата возможно при условии управления процессом его достижения. Управление основывается на реализации управленческого цикла. Отсюда можно сделать вывод о том, что всякая организованность становится системой, если она структурируется относительно управленческого цикла, ориентированного на достижение результатов. При этом эти результаты выполняют функцию системообразующих элементов.
Системно-деятельностный подход подразумевает, что все виды деятельности операционно-представлены и задают систему, ориентированную на достижение соответствующих результатов. Такая система является технологией. Под технологией в социальных системах мы понимаем оптимизированную, структурированную, ясно процессуально описанную, воспроизводимую при определенных условиях деятельность субъекта/ов, гарантировано приводящую к конкретным критериально заданным результатам, в рамках соответствующего контекста и в основе которой лежит целостная система соответствующих методов.
Исходя из вышеизложенного для того, чтобы в современных условиях преобразования высшего и общего образования подготовить компетентного педагога нам необходимо вооружить его не просто суммой знаний по разным дисциплинам, но и свести их в единую образовательную надпредметную технологию, которая:
· гарантированно позволит ему формировать у обучающихся не просто готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, а сформировать у школьников систему убеждений и критериев, в которых саморазвитие и непрерывное образование приобретет статус приоритетной ценности;
· даст ему возможность осознано проектировать и конструировать социально-образовательную среду с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей школьников, в которой на основе соуправления и активной учебно-познавательной деятельности обучающихся может быть обеспечено развитие каждого из них.
В качестве такой технологии можно рассматривать технологию эффективного обучения «Достижение прогнозируемых результатов».
Эффективное обучение определяется критериями и условиями, представленными на рис.1.
Рис. 1 Критерии и условия эффективного обучения.
Технология построена на пересечении трех научных направлений: управление, педагогика, психология. В ней в триединстве рассматривается операционно-описанное учение обучающегося, управленческо-образовательная деятельность учителя и управленческая деятельность руководителя учебного учреждения. Технология позволяет эффективно реализовать цели и задачи зафиксированные в ФГОС.
Проектная деятельность учителя может быть представлена в виде следующей деятельностно-смысловой схемы (рис.2)
Рис. 2 Деятельностно-смысловая схема проектной деятельности